Сегодня во многих СМИ появилась информация о том, что Генпрокуратура, СКР, ФСБ, МВД и ФТС подписали документ «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля», в котором содержатся новые предписания по делам предпринимателей. Сам документ в СМИ и Интернете не опубликован. Из имеющихся комментариев СМИ известно, что в документе содержатся правила оперативно-розыскных мероприятий в отношении представителей бизнеса и сообщается о недопустимости вмешательства правоохранительных органов в гражданско-правовые отношения. В частности, изымать оригиналы документов и носителей информации, касающихся хозяйственной деятельности, возможно только в тех случаях, когда они непосредственно относятся к доследственной проверке или при возбуждении уголовного дела.
Также указывается, что при невозможности оставить при изъятии копии документов, сотрудникам придется самим изготавливать себе копии. Документ запрещает изъятие предметов и документов, относящихся к ведению хозяйственной деятельности, которые принадлежат лицам, не являющимся подозреваемыми или обвиняемыми. Исключение делается только в том случае, если эти документы могут являться доказательствами по уголовному делу.
Обращается внимание на сроки расследования уголовных дел. Если они превышают 12 месяцев, то прокуроры на местах должны информировать об этом центральный аппарат Генеральной прокуратуры. На мой взгляд, это очередной нерабочий документ, который на местах будет подшит в номенклатуру и забыт, а применяться он будет только по нужде руководителей органов, которым нужно будет наказать неугодных подчиненных. На своей практике знаю как проблематично признать незаконными действия (бездействия) должностных лиц, поскольку в большинстве случаев руководство оперативных и следственных органов покрывает своих подчиненных, а прокуратура по существу никаких мер предпринять не может ввиду отсутствия у нее должных полномочий. Более того, слушая периодически позицию сотрудников прокуратуры в судах порой диву даешься, как они рьяно защищают нарушение закона оперативными сотрудниками и следователями.
Считаю, что пока не будет реальной состязательности процесса по уголовным делам и нормально не заработает институт судебного контроля по жалобам в порядке ст. 125 УПК РФ, никакие совместные приказы не защитят бизнес от беспредела сотрудников правоохранительных органов.